Close Sidebar

Teennews

books,

04.05.2016

koster-v-sosnovom-boru«Костер в сосновом бору». Несколько странная книжка. Не только потому, что в ней – о школьниках с октябрятскими звездочками на лацканах пиджаков, и о школьницах, которые носят коричневые платья и черные фартуки не только на последний звонок, а каждый день. А потому, что в ней – странные иллюстрации. Школьник для себя таких странных не нарисует. Такое может придумать разве что взрослый, который старается нарисовать интересно для школьников.

Но после нескольких уроков по алгебре такая книга читается «на ура» и быстро. Пришел домой, сел в кресло – и прочитал несколько историй о Митьке. А потом уже можно и обедать, и уроки на завтра делать.

Когда Митька учился в школе, разные нынешние страны, целых 15: Украина, Белоруссия, Россия, Казахстан, Молдова, Узбекистан, Таджикистан, Киргизстан, Туркменистан, Армения, Азербайджан, Грузия, Литва, Эстония и Латвия составляли огромное государство, которое называлось Советский Союз. В этом государстве все у всех обязательно должно было быть одинаково. Поэтому, где бы ни жили школьники – хоть в Грузии, хоть в Эстонии, хоть в Украине, – они все носили одинаковую форму, все должны были говорить на русском языке и становиться октябрятами, а потом – пионерами. Вариантов не было, отказаться или изменить что-либо в таком образе жизни было невозможно.

koster-v-sosnovom-boru

Вот поэтому Митька был октябренком, а потом стал пионером. И школьники, которые читали книжку в каких бы то ни было городах или деревнях Советского Союза, очень хорошо его понимали, потому что сами обязательно были октябрятами или пионерами.

koster-v-sosnovom-boruМитькины приключения – это обычные школьные истории. Из тех, что ежедневно случаются в любой школе и в любом дворе. А в то время, когда у всех все было одинаково – и подавно! Началось все с того, что в Митькином классе, как и во всех других классах огромного СССР, образовали «звездочки»: группки ребят, «команды» по пять человек, по числу «лучиков» на октябрятской звезде. Такая звезда – это специальный значок, который все первоклассники, второклассники и третьеклассники носили на форме. Во всем Советском Союзе не было ни единого школьника младших классов, который бы посещал школу и не носил такое. Этот значок обозначал принадлежность к октябрятской организации младших школьников: это была как бы «школа раннего развития» перед вступлением в коммунистическую партию.

Правда, сразу октябрят в компартию не брали. Сначала нужно было еще побыть пионером, а потом – комсомольцем. Если все годы – от звания октябренка до звания комсомольца – школьник был послушным, и в его характеристиках не было чего-нибудь предосудительного, когда он становился взрослым, ему могли предложить вступить в коммунистическую партию. Других партий в Советском Союзе не существовало, поэтому захотеть вступить в какую-нибудь другую партию ни один человек не мог. А тех, кто решал не вступать, всячески по жизни унижали и называли лузерами. Не вступать в звездочку, пионерский отряд, а потом в партию – это как не пользоваться инстаграмом вообще, и даже не знать, что это такое. Только хуже, потому что если ты не знаешь, что такое инстаграм, ты узнаешь об этом завтра, и почти никто не будет знать, что ты не знал. А если ты не стал пионером, комсомольцем или коммунистом, об этом обязательно узнавали абсолютно все, и на хорошую учебу или работу ты уже не мог претендовать.

Но школьники в этом всем не разбирались, потому что они были обычными детьми. Не стать октябренком было невозможно, а наоборот – обязательно. Вот если сейчас твои родители не сделают благотворительный взнос на ремонт в классе, что будет? Ну вот и не стать октябренком можно было лишь в одном случае: если ты умер.

В школах тогда считалось: чтобы делать хорошие дела, нужно обязательно быть октябренком. Все октябрята были обязаны делать хорошие дела. Перед началом уроков нужно было проверить у всех одноклассников руки: чистые ли они. Этим занималась определенная «звездочка». Другая в это время проверяла, все ли сделали домашние задания. Бывало, что проверяли даже правильность: отличник должен был проверить у всего класса, нет ли в «домашке» ошибок. Ну и много разных других дел. Если кто-то пытался вести себя плохо и быть не таким уж «хорошим», как все остальные, командир класса назначал собрание, и там весь класс после уроков долго обсуждал поведение «плохого парня», даже если он девочка. В общем, те, у кого не получалось быть «хорошим», должны были быть хотя бы «никакими», не выделяться, чтобы не стать героем такого «разбора полетов». Ведь и родителей могли в школу вызвать, и на работу им нажаловаться – а это уже было очень и очень стыдно, и у родителей из-за плохого поведения ребенка могли возникнуть серьезные проблемы.

Впрочем, Митька не был настолько непослушным, чтоб «попадать под раздачу». Он был самым обычным октябренком, и старался быть хорошим и делать добрые дела. Ему, правда, было не совсем понятно, почему за проделки хитрого одноклассника Лисогонова ругали не его, а хороших детей. Но в октябрятской организации «хорошим» считали не того, кто достигал своим трудом личных успехов, а того, кто помогал другим «исправиться». Поэтому, когда Лисогонов шкодил, попадало «успешным» ребятам – за то, что не «исправили» своего одноклассника, который плохо себя ведет.

Митька не понимал, почему взрослые не наказывали Лисогонова за гадкие слова и проделки. Вряд ли это понимали и сами учителя.

Но однажды главная пионервожатая объявила школьникам, что в конце учебного года все они пойдут в настоящий поход в настоящий лес – и без родителей. Поскольку это было время, когда не существовало макдональдсов, торговых центров с развлечениями, компьютерных игр и вообще компьютеров, и даже купить скейт или велосипед было целой долгой историей, такой поход всем детям представлялся незабываемым развлечением. Конечно, все хотели пойти. Но пионервожатая сказала, что в течение учебного года будет соревнование, и «звездочка», которая займет последнее место, останется дома, без леса и похода.

Школьники начали соревноваться, их отношения между собой усложнились… А что было потом, и во что все вылилось, читайте в книжке.

Написал «Костер в сосновом бору» в 1978 году петербургский детский писатель Илья Дворкин, друг знаменитого писателя для взрослых Сергея Довлатова. Всего было издано 14 книг Дворкина, некоторые из них – для взрослой аудитории. Илья Дворкин – очень интересный человек, грек по отцу, путешественник. Он был самым первым человеком в Советском Союзе, который в своих текстах затронул тему наркотиков, в то время категорически запрещенную. Героями его рассказов и повестей становились мальчишки и девчонки, и про всех читать очень интересно, потому что они настоящие. В августе исполнилось 77 лет со дня рождения этого писателя.

Тинкорр

comments powered by HyperComments
Прочитать еще
Тинкорр в соцсетях
Напечатай и нажми Enter для поиска

© 2010-2017, ContentLab. Все права защищены. Использование любых материалов, размещённых на сайте TEENСORR, разрешается при условии ссылки на teencorr.com.ua. Для интернет-изданий обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка на http://teencorr.com.ua. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.

Перейти к верхней панели