Close Sidebar

Teennews

журналистика, мастер-классы, медиа,

14.06.2017

Массовые коммуникации, журналистика

Давайте просто это скажем. Что такое журналистика? Это вид гражданской, общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению социальной информации через каналы массовой коммуникации (А.З. Москаленко).  

Это определение не всем «нравится», но оно – академическое, и его никто пока не оспорил. Это – базовое определение журналистики, и в нем каждое слово – на своем месте. Журналистика – это тогда, когда есть канал массовой коммуникации, есть социальная информация, есть ее периодическое, регулярное распространение по каналу, и есть деятельность по ее сбору и подготовке.

Журналистика – это часть массовых коммуникаций. Кроме нее, к массовым коммуникациям относят, например, книгоиздательство или распространение информации в школах.

Суть массовых коммуникаций – в донесении определенной социальной, социально значимой информации до масс – самого широкого круга людей в стране.

Маркетинговые коммуникации, маркетинг

Что такое маркетинговые коммуникации? Это – любые речевые процессы, которые создаются в маркетинге для поддержания управляемых связей с целевой аудиторией бренда.

Что такое маркетинговая речь? Это – определенный словарь и синтаксис, которые разрабатываются и применяются в маркетинге для реализации коммуникативных целей бренда.

Массовые и маркетинговые коммуникации различаются целью

А теперь давайте поговорим о том, чем отличаются массовые коммуникации от маркетинговых. Основное различие – в цели коммуникации. Цель в массовых коммуникациях – транслировать, сообщить социально значимую информацию зрителю/читателю/слушателю. Осуществляется это по каналам массовой коммуникации.

Цель в маркетинговых коммуникациях – продать. Никакой иной цели коммуникаций в маркетинге не бывает. Если маркетолог любого уровня вступает в коммуникацию с представителем аудитории, он хочет одного – что-то продать.

Речь в массовых коммуникациях и в маркетинге

В массовых коммуникациях речь используют, чтобы выразить, семантизировать определенную информацию о социально значимых событиях, фактах, данных.

В маркетинговых коммуникациях речь используют, чтобы ее посредством продать или презентовать аудитории товар или услугу, бренд или марку.

Цель отличает журналистику от маркетинга. Цель высказывания отличает журналистскую речь от маркетинговой речи.

Что сейчас?

В современной украинской журналистике очень много маркетинговой речи. Как говорится, «маркетинг побеждает». В некоторых изданиях, как и в сознании украинских журналистов и редакторов, границы между журналистской и маркетинговой речью практически совсем стерлись. Это значит, что под видом журналистских текстов нам очень часто пытаются что-то «продать». А это не является журналистикой. Журналистика должна информировать, разъяснять, даже обучать или развлекать. Но там, где в тексте прослеживаются сознательные попытки продать товар или услугу или продвинуть бренд, журналистика заканчивается. 

Как определить маркетинговую речь? 

Для этого нужно изучить ее признаки. О характеристиках маркетинговой речи много рассказывают на разных курсах типа «Как писать продающие тексты?», или там, где рассказывают о копирайтинге (он и есть маркетинговая речь в чистом виде). 

В средствах массовой информации такие тексты должны маркироваться значком «реклама». Но очень часто издатели и редакторы этого не делают, публикуя рекламный (копирайтерский) или пиарный текст под видом журналистского. Этим они вводят своих читателей в заблуждение и нарушают их права. 

Характерные признаки маркетинговых текстов: упоминание бренда или марки; навязывание определенного убеждения, которое на разные лады повторяется в тексте; обращение к читателю на Вы с большой буквы; игнорирование или частичное игнорирование правил языка (видно, что писал не журналист и не филолог); эмоциональность текста при скудости фактов; отсутствие разных точек зрения, комментариев разных сторон; очевидная заангажированность комментаторов, и так далее. 

Если вы потребили в СМИ маркетинговый текст, не помеченный соответствующим значком (реклама или PR), издание вас обмануло. Вас также обманывают, если не дают ссылки на источники информации, полученной изданием не от собственных авторов. 

Учтите: под видом журналиста к вам может прийти продавец. А под видом СМИ вам может продать свою маркетинговую информацию марка или бренд. Не забывайте, что вы имеете право быть проинформированными, получать от журналистов социально значимую информацию. 

Полина Аксёнова,

журналист, редактор,

автор курсов журналистики

Републикация текста полностью или частично без согласия редакции запрещена. Все права сохранены.

 

comments powered by HyperComments
Прочитать еще
Тинкорр в соцсетях
Напечатай и нажми Enter для поиска

© 2010-2017, ContentLab. Все права защищены. Использование любых материалов, размещённых на сайте TEENСORR, разрешается при условии ссылки на teencorr.com.ua. Для интернет-изданий обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка на http://teencorr.com.ua. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.

Перейти к верхней панели