Close Sidebar

Teennews

books, знаешь,

05.05.2016

n_chaplina_tolko_segodnja_i_ezhednevno_det_lit_1990Школьники 90-х были не сильно разбалованы новой литературой. Книжка Наталии Чаплиной «Только сегодня… и ежедневно : драматические сцены из школьной жизни с вопросами к зрителям и монологами автора» вышла в последний год существования Советского Союза.

В этот год еще невозможно было себе представить, что уже через несколько месяцев дети Украины, России, Узбекистана, Грузии, Белоруссии, Литвы, Латвии, Армении и других известных нам сейчас государств снимут пионерские галстуки и больше не пойдут в них в школы! Это было невозможно вообразить, потому что без пионерского галстука приходить в школу было нельзя, не пустили бы, а еще устроили бы травлю.

В год выхода этой книги то, что никто больше не будет прославлять Ленина на уроках, казалось совершеннейшей фантазией. Без Ленина? Как же так?  Разве такое вообще возможно?

Представить, что буквально через два года забудутся колючие коричневые платья и черные фартуки, а им на смену придут разноцветные польские велосипедки и другая импортная одежда, которой советские дети практически никогда не видели, тоже было невозможно. Как и то, что вместо коллекционирования почтовых марок все повально начнут собирать вкладыши от жвачек «Турбо» и «Дональд», обертки от иностранных конфет, которые, вполне возможно, были съедены каким-то польским или румынским ребенком еще там, заграницей, а к нам приехали случайно, в виде закладки в книжке…  Такие фантики считались самыми крутыми в «коллекции».

Кто мог себе вообразить, что предметом мечтаний для украинских, российских или белорусских школьников станут пустые банки из-под импортного пива, которые тоже привозили сюда чьи-то родители-«челночники», торговавшие на базарах закупленным в Польше «импортом»? Коллекция таких  банок – это было что-то поистине нереальное, космическое! В сто раз круче, чем теперь «айфон», потому что «айфон» купить, все-таки, можно, а такие банки было нельзя.

Но книга Чаплиной вышла за год до всего этого. Школа пока еще была советской, и пока еще казалось, что так будет всегда, что даже в 2015 году дети будут ходить на учебу в пионерских галстуках, считать Ленина своим дедушкой, мыслить «как все», восхищаться властями и чиновниками, считать их во всем правыми и честными, презирать двоечников и троечников, не знать слова «бизнес», а за матерные слова рисковать вылететь из школы навсегда или попасть на учет в детскую комнату милиции.

И вряд ли тогда кто-нибудь мог бы представить, что имя автора книги, Натальи Сергеевны Чаплиной, опубликовавшей свою повесть в Ленинградском отделении «Детской литературы», полностью совпадет с именем, отчеством и фамилией известной ленинградской журналистки, редактора известной в Ленинграде детской газеты «Ленинские искры», подруги Людмилы Нарусовой, жены бывшего мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака и мамы известной телеведущей Ксении Собчак. Журналист в начале 90-х возглавила «оппозиционное» общественно-политическое издание в Санкт-Петербурге и стала женой Виктора Черкесова, который с 1975 года работал в управлении КГБ по Ленинграду и Ленинградской области, а в 90-х был экс-начальником управления ФСБ по Петербургу и Ленинградской области.

Позже Виктор Черкесов был назначен сначала первым замдиректора ФСБ, потом – полномочным представителем президента в Северо-Западном федеральном округе, и карьера его жены Натальи Чаплиной стала развиваться стремительно: она стала руководителем информационного агентства «Росбалт» и чуть было не стала сенатором Совета Федерации от Псковской области.

Ее муж и по сей день – один из приближенных к Владимиру Путину лиц, практически друг: общая история, совместная работа в КГБ/ФСБ их очень объединяет.

***

«Только сегодня и ежедневно» появилась за год до того, как в Восточной Европе и части Азии жизнь изменилась очень и очень сильно. Но когда читаешь книжку, видишь, что уже и тогда не все дети были одинаковы, что некоторые отличались, и их за это дразнили и унижали. Главный герой книги – парень, «новенький» в школе, который раньше обучался по экспериментальной системе, а потом перешел в обычный класс. Дети, которых годами учили по обычным советским методикам, не приняли его и стали преследовать и «ставить на место» – только за то, что он мыслил более свободно, умел больше, а главное – стремился развиваться и быть лучше.

Книжка – не совсем для школьников. Она одновременно и для взрослых. И еще – для тех старшеклассников, которые хотят стать педагогами. Потому что в этой повести – не только история мальчишки из экспериментальной школы, но и довольно серьезный разговор о том, как реформировать систему образования – так, чтобы обучение в школе давало действительно хорошие результаты для детей. Этот серьезный разговор, если что, можно пролистать, но на самом деле из него можно узнать многое, о чем обычно не задумываешься. Например, то, что современные принципы обучения не взялись «ниоткуда», а основываются на исследованиях  и опыте педагогов прошлого – Яна Амоса Коменского, Константина Ушинского, Иоганна Песталоцци, Василия Сухомлинского, Станислава Шацкого, Антона Макаренко… Оказывается, у каждого из них есть труды, книги, в которых они высказывают много потрясающе интересных идей о том, как можно эффективно и с пользой обучать детей.

Когда читаешь эти труды, вдруг понимаешь, что педагогика – это не что-то оторванное от обычной жизни, а – практически такое же «фан-движение», как, например, тусовка прогрессив-трансеров в ночных клубах. Неимоверно, но это так: многие люди увлекаются педагогикой не менее сильно, чем другие – клубной музыкой. И знают очень много о том, как эффективно и легко обучать школьников. Фанатеть не обязательно, но почитать об этом – очень интересно!

В книжке есть еще кое-что очень интересное: рассказ о Викторе Шаталове, знаменитом украинском педагоге, который создал уникальную экспериментальную школу. Да, ты верно догадался: именно в такой школе и учился главный герой!

Виктор Шаталов – учитель из Донецка, заслуженный учитель Украинской ССР, почётный доктор академии педагогических наук Украины. Много лет работал в обычной донецкой школе, которую сделал необычной и прославил на весь Советский Союз, а потом – во всех странах постсоветского пространства.

Шаталов придумал уникальную систему опорных конспектов, которая помогала ему троечников очень быстро превращать в отличников, потому что детям становилось учиться проще и интереснее. Об этом книжка, почитай.

Тинкорр

comments powered by HyperComments
Прочитать еще
Тинкорр в соцсетях
Напечатай и нажми Enter для поиска

© 2010-2017, ContentLab. Все права защищены. Использование любых материалов, размещённых на сайте TEENСORR, разрешается при условии ссылки на teencorr.com.ua. Для интернет-изданий обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка на http://teencorr.com.ua. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.

Перейти к верхней панели